Адаптация ребенка к ДОУ
В последние годы родители вновь стали отдавать детей в детский сад в раннем возрасте, начиная с 10 - 11 месяцев, в детских садах вновь стали открываться группы для малышей. И основной проблемой для родителей при поступлении ребенка в детский сад является благоприятная адаптация малыша к новым условиям. Каждая мама и каждый папа хочет, чтобы этот процесс прошел без особых трудностей.
Итак, что необходимо знать вам, уважаемые родители, для того, чтобы процесс адаптации ребенка к детскому саду прошел безболезненно не только для ребенка, но и для вас.

Адаптация и прогноз адаптации

Во-первых, что такое адаптация? Адаптация - это приспособление организма к новым или к изменившимся условиям жизни. Адаптация имеет два аспекта - биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты (поэтому дети раннего возраста часто болеют).

Во-вторых, существует такое понятие как прогноз адаптации.
  • Медицинский прогноз - составляется в поликлинике перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, отражается в медицинской карте;
  • Психолого-педагогический - составляется в дошкольном учреждении психологом и педагогами группы через наблюдение за психо-эмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течение трех-пяти дней, отражается в индивидуальном листе адаптации, также учитывается группа здоровья, диагнозы неврологического характера (ЗРР, анемия, аллергия, диатез)

Составляя прогноз адаптации самостоятельно, вам необходимо учесть следующие неблагоприятные факторы для детей раннего возраста:
  • частые заболевания матери
  • несоответствие домашнего режима ясельному
  • токсикоз 2-ой половины беременности
  • заболевания матери во время беременности
  • вредные привычки
  • недостаток эмоционального общения в первый год жизни
  • резкие отношения между родителями
  • раннее искусственное вскармливание
  • вторая и третья группа здоровья
  • заболевания ребенка в первый год жизни
  • отставание в нервно-психическом развитии (например, диагноз задержка речевого развития - ЗРР).
При наличии 4 - 5 и более факторов риска, особенно с 1 по 6, наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации.

Адаптация закончена, если:
  • у ребенка стабильное положительное психо-эмоциональное состояние в течение недели, т.е. ваш ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;
  • у него отсутствуют заболевания;
  • есть динамика массы тела;
  • динамика психомоторного развития.

Но самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи - это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад (государственный или частный), или как-то изменяться условия его жизни, например с ним будет сидеть няня, или на длительное время ребенок переедет к бабушке и т.п.


Готовность родителей

1.Самое главное - положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на       земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы     так не считаете, займитесь аутотренингом - возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен             детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг                   общения, а это очень полезно для его развития» - да-да, даже негативный опыт полезен, так как ребенок                         развивается, только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу спокойно ходить в                 магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п.

2. Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку             возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за ребенка «Вот какой         молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит может постоять за свое имущество».

3. Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок - это может быть соседский двор (а сколько их               вокруг?), парк, зоопарк, центр города, просто проехать 2 остановке на транспорте, а обратно вернуться пешком или     наоборот и т.д.

4. Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста - учите ребенка           общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие и т.п. - показывайте, как это надо делать.

5. Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и               занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает,         как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».

6. Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на       утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребенку привыкнуть к режиму детского сада), познакомьтесь     с воспитателями, играйте с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку. Посетите                     психолога детского сада, проконсультируйтесь с медицинской сестрой или врачом, т.е. сами получите как можно           больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую часть времени. Самое     главное - это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.


Ваш ребенок пришел в детский сад

1. Если вы учли все предыдущие рекомендации, то уже 90% самого сложного позади.
2. Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду,         начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский работник или психолог детского сада. Дайте ребенку         возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.
3. Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.
4. Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью     выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к         новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.
5. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди - это лучше             сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т.п.). Берегите             нервную систему ребенка! Терпения вам и оптимизма! Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему и         он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы.
Сайт сделан студией ,
входящей в Клуб Сайтостроения Вебеби