Преобладающей тенденцией взаимодействия взрослых и детей в современной семье в большинстве случаев является целенаправленное воздействие на ребенка, а не взаимодействие с ним на уровне диалога. Отмечается, что это есть отражение общих принципов современного традиционного образования - субординации, монологизма, произвола, контроля и других, выражающих господство и доминирование мира взрослых над миром детства (А.Трубников), что не способствует формированию позитивной Я-концепции ребенка, его здоровой самооценки, необходимой для счастливой жизни и достижения успеха в деятельности.
В современном обществе прослеживаются качественно деформированные взаимоотношения детей и взрослых, основанные на увеличении духовной пропасти между ними. Дети стали находиться рядом, но не внутри взрослого мира. Ребенок стал чужим для массы взрослых, равнодушных к нему. Проявляя повышенную заботу об одежде, питании, культурных развлечениях детей, взрослые не реализуют с ними возможности общения, не говоря уже о диалоге, в результате чего формируется неадекватная самооценка детей, приводящая к духовному кpaxу последних их одиночеству, цинизму, неприятию мира. Практически оказывается нарушенной основная сфера социального развития ребенка, называемая семьей. Проблемами общения и взаимоотношений родителей и детей, изучением роли семьи в формировании личности ребенка занимались многие видные отечественные и зарубежные психологи, педагоги, философы. Анализ исследований, посвященных проблемам воспитания и формирования Я-концепции ребенка в системе семейного общения, позволяет утверждать, что только в диалогическом общении "один человек становится для другого величайшем богатством ",равноправным партнером, где признается его уникальность и неповторимость. Такие отношения характерны для духовно богатой семьи, где в атмосфере любви, доверия, принятия и диалогического общения возможно формирование адекватной и. здоровой Я-концепции и самооценки ребенка. Понятие диалогического общения объединяет такие стили общения, как личностно-ориентированныи, доверительный, сотруднический, духовный. Оно характеризуется признанием уникальности и неповторимости партнера по общению (ребенка) уважением к нему, без оценочным отношением, доминантой на собеседнике, открытостью, искренностью выражения чувств, доверием. Диалог создает адекватное взаимное отражение партнеров и позитивную атмосферу их общения.
Итак, три правила эффективного
взаимодействия родителей и детей:
1. Как можно больше общайтесь
2. Учитесь разговаривать
3. Проявляйте внимание и уважение друг к другу